ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Развитие семьи в Узбекистане рассматривается на глобальном уровне в рамках Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, а также в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах.
Вместе с тем полноценной реализации проводимых реформ в сфере укрепления института семьи и достижению установленных целей препятствует ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики в данной сфере, в числе которых:
первое, отсутствие действенной системы координации и мониторинга деятельности соответствующих ведомств и организаций, низкий уровень партнерства государства, институтов гражданского общества и частного сектора по вопросам развития семьи;
второе, узкопрофильные, оторванные от реалий современной жизни научные исследования в сфере укрепления института семьи, слабое практическое внедрение их результатов;
третье, изменения в демографическом развитии семьи, увеличение количества семейных разводов, недостаточность исследований, обосновывающих причины негативных тенденций и проблем в этой сфере;
четвертое, ослабление использования потенциала культурно-исторического наследия в семье, образовательных учреждениях, неэффективность работы по предупреждению влияния чуждых национальному менталитету идей и взглядов;
пятое, несовершенство законодательных основ укрепления института семьи, отсутствие прочной правовой основы в сфере защиты и поддержки семьи на основе изучения правоприменительной практики и передовой зарубежной практики;
шестое, нехватка специалистов и низкий уровень квалификации кадров, неналаженность механизма прогнозирования потребности в специалистах в системе образования, несовершенство учебных программ по укреплению и развитию института семьи.
В целях реализации комплексных мер по совершенствованию института семьи, обеспечения тесного сотрудничества и активной роли государственных органов, институтов гражданского общества и граждан в данном процессе, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2018 года № УП-5325 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи»:
1. Принять к сведению, что согласно Конституции Республики Узбекистан семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства.
2. Определить основными направлениями по укреплению института семьи в Республике Узбекистан:
совершенствование институциональных и правовых основ укрепления института семьи, усиление социального партнерства;
проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по вопросам укрепления и развития современной семьи;
стимулирование демографического развития и повышение уровня благосостояния семьи;
укрепление воспитательно-образовательного потенциала семьи, сохранение в обществе традиционных семейных ценностей, улучшение духовно-нравственной атмосферы в семьях;
создание эффективной системы оказания действенной методической, консультативной и практической помощи семьям.
3. Утвердить:
Концепцию укрепления института семьи в Республике Узбекистан (далее — Концепция) согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» по реализации Концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан (далее — «Дорожная карта») согласно приложению № 2.
Установить, что руководители министерств, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций несут персональную ответственность за качественную и полномасштабную реализацию мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».
4. Научно-практическому исследовательскому центру «Оила» при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее — Центр «Оила»):
обеспечить проведение эффективной координации и системного мониторинга хода реализации Концепции и «Дорожной карты», ежеквартальное представление в Кабинет Министров Республики Узбекистан информации об их выполнении;
принять меры по систематической подготовке и публикации в средствах массовой информации информационно-аналитических обзоров, посвященных реализации Концепции и «Дорожной карты», с указанием конкретных показателей и результатов;
при необходимости, привлекать представителей институтов гражданского общества, научных кругов, международных организаций, зарубежных экспертов к участию в реализации Концепции и «Дорожной карты», а также обсуждению актуальных вопросов укрепления института семьи.
5. Одобрить предложение Центра «Оила», Комитета женщин Узбекистана, благотворительного общественного фонда «Махалла», Союза молодежи Узбекистана и широкой общественности о ежегодном праздновании по всей территории республики Международного дня семьи, провозглашенного резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 сентября 1993 года № A/RES/47/237.
Центру «Оила» в срок до 1 сентября 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект распоряжения Правительства о праздновании в 2019 году и далее ежегодно в республике Международного дня семьи.
6. Министерству физической культуры и спорта, Министерству культуры Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента регулярно организовывать спортивные и культурные мероприятия, обратив особое внимание на их проведение в канун празднования Международного дня семьи.
7. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей, задач настоящего постановления и хода реализации Концепции.
8. Центру «Оила» совместно с Комитетом женщин Узбекистана, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя Комитета женщин Узбекистана Т.К. Нарбаеву, первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова и директора Научно-практического исследовательского центра «Оила» при Кабинете Министров Республики Узбекистан Д.Г. Ташмухамедову.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
27 июня 2018 г.,
№ ПП-3808
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2018 года № ПП-3808
КОНЦЕПЦИЯ
укрепления института семьи в Республике Узбекистан
Семейная политика, как составная часть социальной политики государства, направлена на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, повышение благосостояния, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан.
Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы взаимодействия государственных органов, институтов гражданского общества, неукоснительная реализация принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременное выявление и эффективное решение проблем в сфере укрепления института семьи.
Вместе с тем анализ текущего состояния института семьи свидетельствует о наличии ряда недостатков, препятствующих полноценной реализации реформ в данной сфере. В частности:
отсутствие действенной системы координации и мониторинга деятельности соответствующих ведомств и организаций, низкий уровень партнерства государства, институтов гражданского общества и частного сектора по вопросам развития семьи;
узкопрофильные, оторванные от реалий современной жизни научные исследования в сфере укрепления института семьи, слабое практическое внедрение их результатов;
изменения в демографическом развитии семьи, увеличение количества семейных разводов, недостаточность исследований, обосновывающих причины негативных тенденций и проблем в этой сфере;
ослабление использования потенциала культурно-исторического наследия в семье, образовательных учреждениях, неэффективность работы по предупреждению влияния чуждых национальному менталитету идей и взглядов;
несовершенство законодательных основ укрепления института семьи, отсутствие прочной правовой основы в сфере защиты и поддержки семьи на основе изучения правоприменительной практики и передовой зарубежной практики;
нехватка специалистов и низкий уровень квалификации кадров, неналаженность механизма прогнозирования потребности в специалистах в системе образования, несовершенство учебных программ по укреплению и развитию института семьи.
Имеющиеся недостатки и проблемы по поддержке и укреплению института семьи не позволяют обеспечить решение накопившихся проблем на местах, достижение ожидаемых положительных результатов в данной сфере.
В этой связи, с учетом особой значимости формирования новой модели семьи, направленной, прежде всего, на воплощение в жизнь концептуальной идеи «Благополучная семья — основа развития общества» посредством успешной реализации Концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан (далее — Концепция) предусматриваются следующие ключевые приоритеты и основные направления государственной политики:
I. Совершенствование институциональных и правовых основ укрепления института семьи, усиление социального партнерства
1. Оценка воздействия нормативно-правовых актов на предмет их влияния на укрепление и развитие института семьи.
2. Создание прочной правовой основы в сфере защиты и поддержки семьи на основе изучения правоприменительной практики, результатов исследований и зарубежного опыта развитых стран.
3. Разработка нормативно-правового акта, предусматривающего льготное кредитование (ипотечный, потребительский и др.) и предоставление земельных участков многодетным семьям и семьям, нуждающимся в улучшении социально-бытовых условий.
4. Совершенствование системы статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение семей и отражающих их основные тенденции жизнедеятельности.
5. Внедрение гибкой системы финансирования исследований, в том числе выделения грантов на реализацию проектов в сфере укрепления института семьи, обеспечение взаимосвязи проводимых исследований с реальными потребностями семей.
6. Развитие межведомственного сотрудничества и партнерства государства, институтов гражданского общества и частного сектора по вопросам укрепления и развития семьи.
II. Проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по вопросам укрепления и развития современной семьи
1. Проведение комплексных исследований историко-культурных предпосылок формирования современной модели семьи с сохранением традиционных семейных ценностей, разработка научно-обоснованных предложений по их широкой пропаганде и внедрению.
2. Комплексное исследование и разработка мер по предотвращению правонарушений, преступности, конфликтов и домашнего насилия в семье, семейных разводов, а также их социальных последствий.
3. Изучение влияния информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет на укрепление и развитие семьи, расширение возможностей по их использованию в пропаганде повышения ценности семейного образа жизни, профилактики негативных социальных явлений в семьях.
4. Совершенствование системы отбора, поддержки альтернативной семейной опеки (налаживание поиска и подготовки приемных родителей, создание системы профессионального сопровождения приемных семей и мониторинга качества опеки) и разработка предложений по адаптации зарубежной практики в условиях Узбекистана.
5. Изучение состояния благотворительной деятельности, разработка практических рекомендаций, предусматривающих стимулирование субъектов предпринимательства и физических лиц на оказание поддержки семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
6. Расширение и углубление тематического поля магистерских и докторских диссертаций по проблемам семьи, повышение конкурентоспособности отечественных разработок в мировой науке.
7. Организация создания научного журнала, отвечающего международным стандартам, увеличение публикаций отечественных и зарубежных ученых по вопросам укрепления семьи.
III. Стимулирование демографического развития и повышение уровня благосостояния семьи
1. Комплексное исследование вопросов и факторный анализ проблем репродуктивного здоровья и демографического развития семьи, уровня благосостояния и благополучия семей.
2. Совершенствование системы прохождения добрачного медицинского обследования, усиление мер по профилактике ранних и родственных браков, рождения детей с врожденными аномалиями.
3. Разработка единого подхода и систематизация учебных программ по подготовке молодежи к семейной жизни, формирование рационального репродуктивного поведения и планирования семьи, пропаганда ведения здорового образа жизни и культуры питания.
4. Совершенствование системы государственной поддержки семьи, оказания адресной социальной помощи, в том числе содействие в трудоустройстве родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, а также одиноких и многодетных родителей.
5. Обучение членов семьи основам предпринимательства, усиление государственной поддержки по развитию семейного предпринимательства, надомного труда, ремесленничества, подсобных хозяйств. Содействие одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, в эффективном использовании принадлежащих им земельных участков.
IV. Укрепление воспитательно-образовательного потенциала семьи, сохранение в обществе традиционных семейных ценностей, улучшение духовно-нравственной атмосферы в семьях
1. Формирование у молодого поколения духовно-нравственных, этических ценностей и уважения к родителям, а также людям старшего поколения, повышение воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.
2. Развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи между поколениями в семье.
3. Повышение эффективности систем и механизмов правовой и социальной защиты, психологической поддержки несовершеннолетних детей, чьи родители или опекуны привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности.
4. Улучшение внутрисемейных и межличностных отношений в семьях, в частности, между родителями и детьми, мужем и женой, свекровью и невесткой, внедрение механизмов по конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций в семье.
5. Внедрение эффективных механизмов профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности, а также правонарушений и преступлений среди детей.
6. Повышение эффективности работы с подростками, молодежью, молодыми родителями по повышению уровня их знаний и формированию позитивных родительских навыков.
V. Создание эффективной системы оказания действенной методической, консультативной и практической помощи семьям
1. Совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по демографии, социологии, семейной психологии, социальной работе.
2. Коренной пересмотр деятельности примирительных комиссий сходов граждан, внедрение новых форм и методов организации работы с семьями, находящимися в предконфликтной и конфликтной ситуации.
3. Создание условий для развития сфер услуг, направленных на оказание социальной и психологической помощи семьям на основе предпринимательской деятельности.
4. Разработка системы профессиональной супервизии для специалистов, работающих с семьями, с целью оказания им действенной методической, консультативной и практической помощи.
5. Совершенствование деятельности центров социальной адаптации, «телефонов доверия» для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
VI. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Основные направления Концепции определены с учетом их необходимой координации с другими направлениями государственной политики в демографических, экономических и социальных сферах.
Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга реализации мер, предусмотренных Концепцией.
Индикаторами эффективности реализации данной Концепции будут совершенствование организационно-правовых основ укрепления семьи и формирование новой модели семьи в Узбекистане, направленной на:
повышение ответственности семьи за воспитание ребенка, укрепление, сохранение и развитие семейных ценностей, соблюдение прав членов семьи;
создание в семьях спокойной, дружной и благоприятной атмосферы, наполнение конкретным содержанием духовно-просветительской работы;
внедрение системы, обеспечивающей целенаправленность и актуальность фундаментальных, прикладных и инновационных исследований в сфере семьи и применение их результатов на практике;
развитие системы обеспечения репродуктивного здоровья и демографического развития семьи, уровня благосостояния и благополучия семей;
повышение эффективности системы оказания действенной, качественной, методической и консультативной помощи семьям, а также практической социальной помощи в трудных жизненных ситуациях, решении их семейных проблем;
совершенствование образовательной системы подготовки молодежи к семейной жизни и предупреждения семейных конфликтов и разводов на основе результатов прикладных и инновационных исследований;
внедрение эффективных форм повышения квалификации кадров в сфере подготовки молодежи к семейной жизни, разрешения конфликтных ситуаций в семье, предупреждения разводов, а также по другим вопросам, связанным с укреплением духовно-нравственных ценностей в семьях;
повышение роли семьи в сохранении мира и стабильности в обществе и создание крепких семей, рождение здоровых детей, ведения здорового образа жизни, обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, воспитание гармонично развитого поколения, обеспечение достойной старости.
Конечным результатом эффективной реализации реформ в области укрепления института семьи должно стать полноценное воплощение в обществе модели современной семьи и конституционного принципа «Семья находится под защитой общества и государства».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2018 года № ПП-3808
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
по реализации Концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан

Наименование мероприятия

Форма
реализации

Сроки реализации

Ответственные
исполнители

I. Совершенствование институциональных и правовых основ укрепления института семьи, усиление социального партнерства

1.

Внедрение гибкой системы финансирования исследований, в том числе выделения грантов на реализацию проектов в сфере укрепления семьи, обеспечение взаимосвязи проводимых исследований с реальными потребностями семей.

Аналитическая справка
с конкретными предложениями

Ноябрь
2018 года

Центр «Оила» (Д. Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Мининноваций (И.Абдурахманов),
Минфин (Ж.Кучкаров)

2.

Совершенствование системы ведения статистики социально-экономического положения семей. Публикация статистического сборника «Семья в Узбекистане».

Утверждение новых статистических форм

Декабрь
2018 года

Госкомстат (Б.Бегалов),
Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Фонд «Махалла» (Ш.Жавлонов)

3.

Создание единой межведомственной информационной базы Центра «Оила» в целях своевременного получения информации о семьях, находящихся в тяжелых жизненных условиях и являющихся группами социального риска, их состоянии и потребностях в различных видах услуг адресной помощи.

Разработка Концепции межведомственной информационной системы Центра «Оила».

Разработка технических требований к информационной системе Центра «Оила».

Запуск межведомственной информационной системы Центра «Оила».

Организационные мероприятия

2019 год

до 1 января

до 1 марта

до 1 декабря

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева), Мининфоком (А.Ахмедходжаев),

МВД (П.Бобожонов),
Минфин (Ж.Кучкаров),
Минздрав (А.Шадманов), 
Минтруд (Ш.Кудбиев),
Фонд «Махалла» (Ш.Жавлонов),
заинтересованные
министерства и ведомства

4.

Анализ норм нормативно-правовых актов на предмет их негативного воздействия на укрепление и развитие института семьи.

Аналитическая справка
с конкретными предложениями

Февраль
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Минюст (Р.Давлетов),
НЦПЧ (А.Саидов),
заинтересованные
министерства и ведомства

5.

Развитие межведомственного сотрудничества и партнерства государства, институтов гражданского общества и частного сектора по вопросам укрепления и развития семьи. Разработка предложений по реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере поддержки и укрепления семьи.

Меморандумы
о сотрудничестве
и программы мер

Аналитическая справка
с конкретными предложениями

Февраль
2019 года

Июль

2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Минздрав (А.Шадманов),
Минтруд (Ш.Кудбиев),
Минфин (Ж.Кучкаров),
Минюст (Р.Давлетов),
МВД (П.Бобожонов),
Фонд «Махалла» (Ш.Жавлонов),
ТПП (А.Икрамов)

6.

Разработка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве», предусматривающего создание благоприятных условий для повышения благосостояния и благополучия семей путем дальнейшего развития семейного бизнеса.

Проект
закона

Апрель
2019 года

Минтруд (Ш.Кудбиев),
Минэкономики (Б.Ходжаев),
Уполномоченный по защите прав предпринимателей (Д.Касимов),
ТПП (А.Икрамов),

Ассоциация «Тадбиркор аёл» (Г. Махмудова)

7.

Разработка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения», предусматривающего расширение спектра социальных услуг для поддержки семьи, разработку стандарта качества социальных услуг семьям и систему мониторинга качества предоставления услуг по социальной защите семей.

Проект
закона

Июнь
2019 года

Минздрав (А.Шадманов),
Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Фонд «Нуроний» (Ш.Жалилов),
Общество инвалидов (К.Абдуллаев),

НЦПЧ (А.Саидов)

8.

Разработка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Республики Узбекистан» на основе изучения и обобщения нормативно-правовых актов по вопросам семьи, зарубежного опыта развитых стран, и предусматривающий дальнейшее совершенствование норм данного кодекса по определению критерий ответственности семейных правоотношений, установлению алиментов, защите прав женщин и детей при разводе.

Проект
закона

Сентябрь
2019 года

Минюст (Р.Давлетов),
Верховный суд (К.Камилов),
Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),
НЦПЧ (А.Саидов)

9.

Разработка нормативно-правового акта, предусматривающего льготное кредитование (ипотечный, потребительский и др.) и предоставление земельных участков многодетным семьям и семьям, нуждающимся в улучшении социально-бытовых условий.

Проект нормативно-правового акта

Ноябрь
2019 года

Минюст (Р.Давлетов),
Центробанк (М.Нурмуратов),
Минэкономики (Б.Ходжаев),
Минфин (Ж.Кучкаров),

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты
областей и г. Ташкента

II. Проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по вопросам укрепления и развития современной семьи

10.

Разработка мер по предотвращению правонарушений, преступности, конфликтов и домашнего насилия в семье, семейных разводов и их социальных последствий на основе проведения комплексного исследования состояния дел в данной сфере.

Комплекс мероприятий

Ноябрь
2018 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),Генпрокуратура (О.Муродов), 
МВД (П.Бобожонов),
Верховный суд (К.Камилов) ,
Комитет женщин (Т.Нарбаева), 
Комитет по делам религий (Ж.Акрамов), Фонд «Махалла» (Ш. Жавлонов)

11.

Учреждение научного журнала по публикации материалов, связанных с укреплением института семьи. Организация сотрудничества с зарубежными исследовательскими учреждениями, совершенствование системы доведения результатов исследований по вопросам укрепления семьи до широкой общественности в республике и за рубежом.

Учреждение научного журнала

Программа мер
Центра «Оила»

Декабрь
2018 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),

УзАПИ (Л.Тангриев),
Агентство «УзА» (А.Кучимов),

Минвуз (И.Маджидов),
научные учреждения

12.

Изучение влияния информационно-коммуникационных технологий и сети Интернета на укрепление и развитие семьи. Расширение возможностей использования информационно-коммуникационных технологий по пропаганде повышения ценности семейного образа жизни, профилактики негативных социальных явлений в семьях, защите детей от информации, наносящей вред
их здоровью и нравственности.

Внесение рекомендаций
в соответствующие министерства
и ведомства

Июнь
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова), Мининфоком (А.Ахмедходжаев),

Минвуз (И.Маджидов),
МНО (Ш.Шерматов),

МДО (А.Шин),
Союз молодежи Узбекистана
(К.Куранбаев)

13.

Расширение и углубление тематического поля магистерских и докторских диссертаций по проблемам семьи, повышение конкурентоспособности отечественных разработок в мировой науке.

Внесение рекомендаций
в соответствующие министерства
и ведомства

Сентябрь
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),Академия наук (Б.Юлдашев), Мининноваций (И.Абдурахманов),
ВАК (А.Юсупов),
Минвуз (И.Маджидов),
научные учреждения

14.

Совершенствование системы отбора, поддержки альтернативной семейной опеки (налаживание поиска и подготовки приемных родителей, создание системы профессионального сопровождения приемных семей и мониторинга качества опеки) и разработка предложений по адаптации зарубежной практики в условиях Узбекистана.

Аналитическая справка, при необходимости,
проект нормативно-правового акта

Октябрь
2019 года

МНО (Ш.Шерматов),
Ассоциация «SOS — детские деревни Узбекистана» (Г.Абидова),
Республиканский центр социальной адаптации детей (В.Алимова),
Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Минюст (Р.Давлетов)

III. Стимулирование демографического развития и повышение уровня благосостояния семьи

15.

Совершенствование системы прохождения добрачного медицинского обследования и мониторинга его эффективности, а также усиление мер по профилактике ранних и родственных браков, рождения детей с врожденными аномалиями.

Аналитическая справка, при необходимости, проект нормативно-правового акта

Март
2019 года

Минздрав (А.Шадманов),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),

Минюст (Р.Давлетов),
научные учреждения

16.

Обучение членов семьи основам предпринимательства, усиление государственной поддержки по развитию семейного предпринимательства, надомного труда, ремесленничества, подсобных хозяйств. В целях получения дополнительных доходов содействие одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, в эффективном использовании принадлежащих им земельных участков.

Подготовка электронных материалов по развитию семейного предпринимательства и распространение посредством электронных средств массовой информации и социальных сетей.

Комплекс мероприятий

Январь

2019 года

Май
2019 года

Комитет женщин (Т.Нарбаева),
ТПП (А.Икрамов),

Ассоциация «Тадбиркор аёл»

(Г.Махмудова),

Минтруд (Ш.Кудбиев), Минэкономики (Б.Ходжаев),
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты
областей и г. Ташкента

17.

Разработка единых подходов и систематизация учебных программ по подготовке молодежи к семейной жизни. Формирование рационального репродуктивного поведения населения и планирования семьи, предупреждение детской инвалидности, бесплодия, а также пропаганда ведения здорового образа жизни и культуры питания.

Методическое
и практическое пособия

Июль
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Минздрав (А.Шадманов),
Минспорта (Ш.Исроилов),
Минвуз (И.Маджидов),
МНО (Ш.Шерматов),
Фонд «Соглом авлод учун» (С.Иномова)

18.

Комплексное исследование вопросов и факторный анализ проблем репродуктивного здоровья и демографического развития семьи, уровня благосостояния и благополучия семей.

Аналитическая справка
с конкретными предложениями

Октябрь
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова), Госкомстат (Б.Бегалов),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Минздрав (А.Шадманов),
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты
областей и г.Ташкента,
научные учреждения

19.

Совершенствование системы государственной поддержки семьи, оказания адресной социальной помощи, в том числе содействие в трудоустройстве родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, а также одиноких и многодетных родителей.

Проект нормативно-правового акта

Декабрь
2019 года

Минтруд (Ш.Кудбиев),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Минфин (Ж.Кучкаров),
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты
областей и г. Ташкента

IV. Укрепление воспитательно-образовательного потенциала семьи, сохранение в обществе традиционных семейных ценностей, улучшение духовно-нравственной атмосферы в семьях

20.

Формирование у молодого поколения духовно-нравственных, этических ценностей и уважения к родителям, а также людям старшего поколения, повышение воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи.

Организационные мероприятия

Постоянно

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),Республиканский центр духовности
и просветительства(А.Кодиров),
Минвуз (И.Маджидов),
МНО (Ш.Шерматов),

МДО (А.Шин),
Союз молодежи Узбекистана
(К.Куранбаев)

21.

Развитие семейных традиций, направленных на укрепление семейной сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи между поколениями в семье.

Комплекс мероприятий

Август
2018 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),

Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Республиканский центр духовности
и просветительства(А.Кодиров),
Фонд «Нуроний» (Ш.Жалилов),

Союз молодежи Узбекистана
(К.Куранбаев)

22.

Внедрение эффективных мер по профилактике неблагополучия семьи, детской безнадзорности и беспризорности, а также правонарушений и преступлений среди детей.

Комплекс мероприятий

Январь
2019 года

МВД (П.Бобожонов),
Генпрокуратура (О.Муродов),
Минвуз (И.Маджидов),
МНО (Ш.Шерматов),
Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова), союз молодежи Узбекистана (К.Куранбаев),
Республиканский центр духовности
и просветительства.Кодиров )

23.

Улучшение внутрисемейных и межличностных отношений в семьях, в частности между родителями и детьми, мужем и женой, свекровью и невесткой, внедрение механизмов по конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций в семье.

Аналитическая справка
с конкретными предложениями

Апрель
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),

Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Республиканский совет
по координации деятельности органов самоуправления граждан
(Ш.Жавлонов)

24.

Повышение эффективности систем и механизмов правовой и социальной защиты, психологической поддержки несовершеннолетних детей, чьи родители или опекуны привлечены к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Аналитическая справка, при необходимости, проект нормативно-правового акта

Май
2019 года

Республиканский центр социальной адаптации детей (В.Алимова),
Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),

Минюст (Р.Давлетов),

Верховный суд (К.Камилов), Генпрокуратура (О.Муродов),

МВД (П.Бобожонов)

25.

Повышение эффективности работы с подростками, молодежью, молодыми родителями по повышению уровня их знаний по позитивным родительским навыкам. Разработка методических и практических пособий для родителей по правильному уходу и воспитанию детей с инвалидностью, повышению их навыков посредством системы патронажа и социальных служб.

Подготовка и внедрение учебных программ для детей и молодежи по вопросам семьи, культуры и воспитания.

Методическое
и практическое пособия

Учебные программы факультативных занятий для образовательных учреждений

Май
2019 года

Август
2019 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),Республиканский центр социальной адаптации детей (В.Алимова),
Минздрав (А.Шадманов),
Минвуз (И.Маджидов),
МНО (Ш.Шерматов)

V. Создание эффективной системы оказания действенной методической, консультативной и практической помощи семьям

26.

Разработка системы профессиональной супервизии для специалистов, работающих с семьями, с целью оказания им действенной методической, консультативной и практической помощи.

Внесение рекомендаций
в соответствующие министерства
и ведомства

Сентябрь
2018 года

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),

Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Республиканский центр социальной адаптации детей (В.Алимова)

27.

Создание условий для развития сфер услуг, направленных на оказание социальной и психологической помощи семьям на основе предпринимательской деятельности.

Аналитическая справка, при необходимости, проект нормативно-правового акта

Декабрь 2018 года

Минэкономики (Б.Ходжаев),
Комитет женщин (Т.Нарбаева),
Ассоциация «Тадбиркор аёл»

(Г.Махмудова),

ТПП (А. Икрамов),

заинтересованные министерства и ведомства

28.

Совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации специалистов по демографии, социологии, семейной психологии, социальной работе.

Аналитическая справка с конкретными предложениями

Январь 2019 года

Минвуз (И.Маджидов),

Минэкономики(Б.Ходжаев),

Центр «Оила»(Д.Ташмухамедова),

научные учреждения

29.

Коренной пересмотр деятельности примирительных комиссий сходов граждан, внедрение новых форм и методов организации работы с семьями, находящимися в предконфликтной и конфликтной ситуации.

Комплекс мероприятий

Февраль 2019 года

Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан(Ш.Жавлонов),

Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Центр «Оила» (Д. Ташмухамедова)

30.

Изучение опыта и совершенствование деятельности центров социальной адаптации и «телефонов доверия» для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Аналитическая справка
с конкретными предложениями

Март 2019 года

Комитет женщин (Т.Нарбаева),

Центр «Оила» (Д.Ташмухамедова),Республиканский центр социальной адаптации детей (В.Алимова), заинтересованные министерства и ведомства

 

(Национальная база данных законодательства, 29.06.2018 г., № 07/18/3808/1410)
ИСТОЧНИК: LEX.UZ
Данный сайт был создан при поддержке Европейского Союза в рамках совместного проекта с Агентством по техническому сотрудничеству и развитию Франции ACTED. Содержание данного сайта не является предметом ответственности проекта "Усиление роли женщин путем защиты прав и повышение их трудовой активности в Узбекистане". Мнения, отраженные на этом сайте, не обязательно отражают точку зрения Европейской Комиссии и АКТЕД.